Герб Свердловской области Проект реализуется при поддержке Губернатора и Правительства Свердловской области
Экспертные

Национальный режим в госзакупках. Игра по новым правилам

С января 2025 года сфера государственных и корпоративных закупок переживает значительные изменения. Разрозненные правила импортозамещения сменило единое Постановление Правительства №1875, вводящее комплексный национальный режим. Это не просто очередное нововведение, а полная перестройка логики закупок, которая уже сегодня позволяет российским компаниям отвоевывать миллиарды рублей у импорта.

Обложка

С какими вызовами столкнулись участники рынка и какие тренды будут определять ближайшие годы — разбираемся с экспертом Вячеславом Пестерниковым, коммерческим директором ООО «Торговая платформа ПРОМБЕТ», участником Цифровой платформы «Космос».


От разрозненных норм к единой системе: зачем понадобился национальный режим?
 До 2025 года политика импортозамещения в закупках регулировалась множеством отдельных документов - более 50 постановлений и приказов, что создавало путаницу и правовые коллизии. Теперь все аспекты национального режима — запреты, ограничения, преференции и обязательная доля закупок российских товаров — унифицированы и собраны в одном документе: Постановлении Правительства РФ №1875.

«Введение национального режима не преследует цель сделать закупки прозрачными, — сразу расставляет акценты Вячеслав Пестерников. — Его ключевая задача — поддержать производителей из России и стран ЕАЭС, обеспечить безопасность государства и развить экономику. С введением национального режима заказчикам запрещено приобретать некоторые иностранные товары и услуги, а поставщики отечественных товаров получают конкурентное преимущество».
 

Битва за документацию: как подтвердить «российское» происхождение

Один из самых острых вопросов на практике — корректное подтверждение происхождения товара. Новые правила устанавливают четкую иерархию доказательств.

Информацией, подтверждающей страну происхождения, является номер реестровой записи из соответствующего реестра:
реестра российской промышленной продукции,
- евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза,
- единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных,
- единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации.

Для определенной категории товаров Постановлением Правительства Российской Федерации № 1875 установлен свой способ подтверждения.

Как правило, заказчики изначально определяют ту или иную меру (запрет, ограничение, преимущество) в закупочной документации. Участники закупок, то есть потенциальные поставщики, при подаче заявки на участие в тендере, предоставляют информацию о стране происхождения товара, в зависимости от способа подтверждения.
 

Первые месяцы действия нового режима выявили и «узкие места». Возросли не только нагрузки на реестры, но и количество споров в ФАС, связанных с трактовкой происхождения товара и корректностью оформления документов. С момента вступления правил в силу нагрузка на Реестр промышленной продукции (РПП) Российской Федерации выросла.

Это логично и ожидаемо, потому что для тысяч товаров наличие записи в РПП стало обязательным условием для допуска к закупке, для других — это стало ключевым способом получить 15% преференцию. Массовая адаптация — это тоже факт. Поставщики действительно активно адаптируются к новым правилам, и работа с РПП — центральный элемент этой адаптации.
 

Механизм преференций: как 15% меняют расстановку сил

Для товаров, не подпадающих под прямой запрет, действует ключевой инструмент — преференция в 15%. «Это означает, что при оценке заявок цена российского товара условно снижается на 15%, но договор заключается по фактически предложенной цене, — объясняет Вячеслав Пестерников. — Данная преференция установлена, чтобы увеличить шансы на победу поставщиков отечественной продукции».
 

Предположим, что на закупку подано две заявки. Каждую из них заказчик допустил до участия, поскольку ни запретов, ни ограничений в тендере не действует. Участник №1 предложил продукцию китайского производства на сумму 11 000 рублей. Участник №2 предложил продукцию отечественного производства на сумму 12 000 рублей. Здесь Заказчик «мысленно» вычитает из 12 000 рублей 15%, и в итоге получает заявку на сумму 10 200 рублей. Так в тендере побеждает участник №2, поскольку после «мысленного» снижения цена ниже, чем у Участника №1. При этом контракт с Участником №2 будет заключен на сумму 12 000 рублей.
 

Новая реальность требует новых компетенций

Национальный режим в госзакупках — это не временная мера, а новая долгосрочная реальность. Для российских поставщиков это открывает «окно возможностей» для масштабного роста, а на заказчиков возлагает повышенную ответственность за безукоризненное соблюдение процедур. Умение работать с реестрами, понимание механики преференций и стратегический подход к соблюдению требований превращаются в обязательные компетенции в рамках новой модели госзаказа. Те, кто освоит эти правила быстрее других, получат значительное конкурентное преимущество в борьбе за многомиллиардный рынок.

 

21 октября
Возникла неизвестная ошибка Перезагрузите страницу 🗙
Произошла ошибка. Это приложение может больше не отвечать до перезагрузки. Перезагрузить 🗙